Абрамцево

Абрамцево

  • Студийцы в Абрамцеве

    Студийцы в Абрамцеве

  • В мастерской 1977 год.

    В мастерской 1977 год.

  • Монтаж скульптуры 1973 год.

    Монтаж скульптуры 1973 год.

  • В-гостиной-большого-дома.1992-год

    В-гостиной-большого-дома.1992-год

  • У калитки Пушкина 16

    У калитки Пушкина 16

  • Мастерская 1968 г.

    Мастерская 1968 г.

  • Представители Сотбис в Абрамцево. 1989

    Представители Сотбис в Абрамцево. 1989

  • Мастерская в Абрамцево 1975

    Мастерская в Абрамцево 1975

  • Анализ очередн. карт. Гостиная.

    Анализ очередн. карт. Гостиная.

  • Абрамцево. Подготовка экспозиции.

    Абрамцево. Подготовка экспозиции.

  • Абрамцево. Амбар для картин 22.10.88

    Абрамцево. Амбар для картин 22.10.88

  • Абрамцево 1989 г. В бильярдной.

    Абрамцево 1989 г. В бильярдной.


Дача в поселке Абрамцево была приобретена Н.М. Молевой 8 августа 1964 г. Гектар почти нетронутого леса, куда приходили из Мамонтовского имения писать этюды М. Врубель, В. Поленов с сестрой, К. Коровин. На картах XVIII века территория обозначена как Васильевская пустошка. Первые постройки появились здесь после Великой Отечественной войны по сталинскому приказу № 100, по которому офицерский состав фронтовиков получал дачные участки соответствующей площади. Нам была предложена Дача только что ушедшего из жизни генерал-майора, начальника кафедры высшей математики Военно-воздушной академии им. Жуковского. Это было предложение Министерства обороны, которым и был построен весь комплекс. На участке росли вековые ели, дубы, реликтовые черемуховые деревья, клены, лещина. Водились многочисленные белки, ежи, соловьи, сороки. Было два небольших пруда. Один с высокими крутыми берегами, где было полно лягушек. Второй наполнялся проточной водой из родника, выбивавшегося из-под земли у фундамента дома и, дальше, через весь участок стекавшего в овраг.
Первое, поставленное Э. Белютиным условие, было беречь зелень, не рвать дикие цветы и ходить только строго по дорожкам, которые вскоре удалось залить асфальтом и осветить скрытыми в чащобе фонарями. Таким же обязательным условием было бережное отношение к животному миру. В то время как на соседних участках господствовала тяга к огородничеству, на нашем буйно цвели подснежники, колокольчики, полевая гвоздика, зрела костяника, брусника, земляника, дикая малина, буйно цвела черемуха, сирень. Под зажигавшимися в сумерках фонарями на дорожках расставлялись миски с молоком для ежиных выводков.
Между тем на даче располагалось девять строений. Большой рубленный двухэтажный дом (на первом этаже гостиная, кабинет и спальня, обставленные привезенной бабушкой художника с Украины, из имения Кибинцы, мемориальной обстановки гоголевского флигеля). На стенах висели портреты 1830-1840-х годов, которые впоследствии на время выставок заменялись этюдами работавших в Абрамцеве художников «Новой реальности». На первом этаже находилась еще одна комната, обставленная мебелью из Жуковки. На втором этаже несколько каморок. Перегородки между ними решено было снести и устроить там мастерскую.

Абрамцево 1964-1969.
Орггруппа:
Лидия Ивановна Белютина, мама художника (в Абрамцеве жила до своей кончины в 1982 г. - общее руководство хозяйством.
Молева Нина Михайловна – закупки продовольствия, организация питания.
Грибков Люциан Дмитриевич, художник, участник финской и Великой Отечественной войн. Участник выставок в кафе «Молодежное», Литературном институте, Таганской и Манеже – Комендант от имени художников.
После посещения Хрущева манежной выставки все выставленные художниками «Новой реальности» работы (160) были на месте арестованы и вывезены в неизвестном направлении. В результате годичной переписки Э. Белютина с Горкомом партии были возвращены 40 работ, остальные, по заявлению сотрудником Горкома, уничтожены «по желанию самих художников». Эти 40 картин вместе с работами из студии на Таганке (Б. Коммунистическая, 9) были вывезены на чердак дома Л. Грибкова на Б. Никитской улице. В 1963 году все имущество «Новой реальности» было перевезено в Абрамцево, а из 40 манежных картин составлена выставка с Октябрьских праздников до 4 декабря для членов творческих союзов. Открывал экспозицию под открытым небом «Портрет отца» Л. Грибкова. Вплоть до своей ранней смерти Л. Грибков почти все время жил в Абрамцеве и писал.
Окороков Валентин Михайлович, инженер строитель. Окончил перед войной Бауманский институт, был мобилизован в армию как строитель. После войны был одним из организаторов Горкома художников книги и графиков. Работал, в основном, в области оформления театральных постановок. В Абрамцеве жил почти безвыездно до своей кончины.
Грищенко Владимир Петрович, Окончил МАРХИ. Действующий архитектор, автор многочисленных конкурсных проектов. Входил в группу архитекторов гостиницы «Украина» на Крещатике (Киев).
Сомов Владимир – архитектор. Окончил МАРХИ. Автор театров, построенных в Комсомольске-на-Амуре и Новгороде Великом. Успешный участник многих, в том числе международных, конкурсов.
Крюков Александр Григорьевич – художник. Окончил под руководством Э. Белютина художественную студию инвалидов войны Великой Отечественной войны. Практически жил в Абрамцеве.
Панкин Александр Федорович-- окончил МАРХИ. Главный архитектор города Егорьевска.
Волкова Тамара – живописец. Окончила Полиграфический институт.
Богданова Наталья Тихоновна – живописец. Двоюродная сестра академика В.Н. Лазарева.
Тер-Гевондян Тамара Рубеновна – училась во ВХУТЕМАСе. Супруга ведущего советского кинооператора, профессора, зав. Кафедрой ВГИКа Л.В. Косматова.
Миронов Виктор – ВГИК


Творческая работа и занятия с Э. Белютиным начались буквально с первого же дня.
Первую осень под мастерскую был оборудован второй этаж большого дома. Лето 1965 годы была возведена деревянная мастерская в саду площадь. Более 120 кв. метров.
В феврале 1966 года мастерская была обрушена. Техэкспертиза показала, что намеренно. На ее месте Мособлисполком дал разрешение построить в тех же габаритах кирпичное здание, законченное к июлю того же года, когда в Абрамцеве началась летняя практика факультета «Косыгинской академии». В ней же стали проводиться весенние и осенние выставки.
Именно в эти первые годы сложился, оставшийся до конца неизменным, распорядок работы. Ранний завтрак – живопись до обеда – обед – живопись до сумерек –с приходом сумерек ужин – обсуждение работ в «пушкинской» части дома.
Э.М. Белютин вел занятия в четверг и весь день проводил с учениками в воскресенье. Никакие посетители не допускались, что бы не отвлекать от работы.
При всей своей открытости, общительности, склонности к шутке Белютина отличала редкая дисциплина в отношении занятий. Из года в год они происходили по тем же дням, в одни и те же часы. Опоздания не допускались. В Абрамцеве занятия начинались в 20-х числах мая, когда в течение двух дней приезжали познакомиться с зимними работами московские архитекторы. После осмотра работ был традиционный чай со сливками, сушками и карамелью. Это была развернутая беседа о том, чего именно добивались белютинцы и каковы были новые задачи.
Первое занятие с Белютиным было особенно важным: план работ, стихи-темы и смысл поисков. Сразу после того разбирались рабочие места в зимней и летней мастерских, ставились холсты. Рабочее место закреплялось за художником до окончания работы. Приезжать к своему холсту он мог в любой день и в любое время.
«Четверг с Белютиным». Белютин подходил к каждому из художников отдельно, разговор затягивался на полчаса и дольше. Но никогда Белютин не дотрагивался до ученического холста, как никогда не показывал своих работ вместе с учениками. Это была все та же бережность в отношении индивидуальности учеников, которая ставилась выше всего. В воскресные дни такие пояснения Системы велись в форме лекций. Когда картина была признана законченной, ее выносили в депо и место занимал другой мастер. Соседей больше всего поражало, что мастерская была освещена всю ночь. Обычно в ней продолжали работать до утра несколько человек.
Н.М. Молева
Июнь 2019г.